Денис Порохов

Коренной петербуржец. Школьный учитель, 30 лет преподаёт физику. Остался верен профессии и детям даже в 1990-е, когда мужчин-педагогов в школах практически не стало.
Дети, откройте свои тетрадки!
И пишите по белому:
«Жить в эпоху перезарядки
Поколению целому.»

Если попросят ответить кратко,
Какое у времени имя,
Говорите: Перезарядка
В Третьем последнем Риме!
Не перестройка, не лихорадка,
Не президент Горох,
Это русская перезарядка
Мир застала врасплох.

Время между медведем
и волком!
Костровая весна!
Перезарядным устройством Волга
К Солнцу подключена.
Жизнь, как недоенная корова
Стёрла о тополь лоб.
Падают комья неба сырого
На европейский гроб.

На Украине амурский тигр
Гасит собачий лай.
Как чемпион олимпийских игр,
Спит за рекой Китай.
И возлежат посреди распада,
Потчуя мир бедой,
Соединённые Штаты Ада
Плоской сковородой.

Бог из диспетчерской ждёт посадки.
Ветер стёр тормоза.
Дети, откройте свои тетрадки,
Чтобы открыть глаза.

Больная тема учителя. Как ленинградец оказался на Луганщине

С начала СВО он понимал, что нужно как-то помогать: нашёл организацию, которая возила в Донбасс гуманитарку, и перечислял деньги. Но всё равно казалось, что этого мало. Чувствовал себя диванным экспертом. И когда выпал шанс отправиться в ЛНР в составе группы учителей, сразу согласился.

Денис Александрович, как называют его ученики, к детям относится очень трепетно и даже нежно. Он считает, что они во все времена одинаковые – добрые, отзывчивые, любопытные, азартные. Но ведут себя так, как им позволяет общество. Поэтому важно, чтобы общество выстраивало правильные границы в культуре и этике.

Со своими учениками он общается, конечно, не только на уроках. И разговоры не ограничиваются темами физики. Сейчас они часто касаются в том числе добровольчества. Порохов объясняет, что неравнодушие, благодаря которому люди добровольно помогают другим людям, объединяет общество и меняет мир к лучшему.

«Каждый может помочь чем может. Если ты не можешь воевать с оружием в руках, ты можешь привозить гуманитарку. Если не можешь возить гуманитарку, можешь перечислять деньги. Не можешь перечислять деньги – сходи в храм и помолись. Тоже помощь».

Его прабабушка и прадедушка погибли в Ленинграде во время блокады – их дом разбомбили немцы. А дед погиб на Украине, освобождая её от фашистов в 1943-м. Когда в 2014-м новые фашисты стали бомбить донбасские города, он почувствовал, что история, увы, повторяется…

«Я как-то внутренне понимал, что это какое-то плохое дежавю. Людей ежедневно бомбят – надо как-то им помочь. А особенно дети… Помните, когда детей убили прямо на пляже? Ну они-то при чём? Для меня как для учителя это очень больная тема».

Летом 2022-го ему как наставнику движения «Большая перемена» предложили поехать в ЛНР, чтобы рассказать местным ребятишкам о том, как участвовать в этом конкурсе и как присоединиться к другим российским программам для школьников и молодёжи. 

«Я, конечно, перечислял деньги на помощь, но этого казалось мало. Чувствовал себя эдаким диванным экспертом и всё время думал: «Ну как я ещё могу помочь?» А тут выпала такая возможность. Конечно, я сразу согласился.
Близкие, безусловно, встревожились. Моя бывшая жена, с которой мы теперь общаемся гораздо ближе, чем до этого, очень переживала. Но она знает меня слишком хорошо, мы ведь уже 35 лет вместе. И она понимала: если я сказал, что хочу поехать, значит, это уже моё решение. Мой брат тоже очень распереживался. То есть у родных было такое настроение: чай, тебе не 20 лет – куда ты лезешь? Но я сказал: «Так надо». 

Даже человеку, с болью следившему за событиями в Донбассе, надо было оказаться там, чтобы ощутить это остро. Учителя шли по обычной луганской улице – и вдруг на перекрёстке видят скромную табличку, где указана дата, когда здесь разорвался снаряд, и написано, сколько людей тогда погибло…

«Знаете, как иглами какими-то прошило меня в тот момент. Мы стояли прямо на том самом месте. Это было очень пронзительно». 

Порохов побывал в пяти городах Луганщины, в том числе недавно освобождённых. Общался со школьниками, проводил мастер-классы по азам социального проектирования. И заметил, что дети там, с одной стороны, такие же, как и все дети, но с другой – очень настороженные. Они сначала проверяют нового человека на свой-чужой – и только когда видят, что опасности от него не исходит, начинают открываться. При этом знания свои излагают очень осторожно – возможно, потому, что их часто наказывали. Знания физики, правда, он не проверял, но неправильное понимание истории остро чувствовалось. На мастер-классах Порохов вводил элементы игры – и дети сразу проявляли свойственный возрасту азарт, раскрепощались.

«Меня по-хорошему поразили молодые люди в Краснодоне. Как они искренне чтут память и гордятся своими героями-краснодонцами! Когда мы были там, попросили рассказать о молодогвардейцах – и нас сразу пригласили в музей. Я несколько напрягся – думал: «Ну, сейчас будет формальная экскурсия, расскажут то, что мы и так знаем». Ничего подобного!
Дети говорят, что, когда я начинаю физику рассказывать, у меня горят глаза. Так вот я увидел там, что это значит – «горят глаза». Экскурсия была потрясающая – так много малоизвестных фактов, но главное, что молодые ребята всё это пропускают через себя. Вот такое отсутствие формализма, душевная вовлечённость – это и есть патриотизм.
  А когда мы ехали от границы по бескрайней степи и видели шахты, шахты, шахты, я сидел рядом с водителем и он про каждую шахту мне рассказывал. Это насколько надо любить свою землю, чтобы всё это знать! Они очень чистые на самом деле. Таких людей действительно не сломаешь».

Возвратившись в Санкт-Петербург, Порохов продолжил общение с коллегами и школьниками Луганщины в интернете. Они задавали много вопросов, показывая желание и готовность интегрироваться в российские программы, и довольно быстро начали предпринимать конкретные шаги к этому. С двумя девочками общение продолжается. Одна из них мечтает побывать в Санкт-Петербурге.

«Есть ли у меня внутреннее удовлетворение важное? Я бы сказал так: есть и удовлетворение, и неудовлетворённость одновременно. Удовлетворение – от того, что я действительно хоть толику привнёс в наше общее дело.  А неудовлетворённость – от того, что мало. Хочу сделать больше, больше дать детям».