Больная тема учителя. Как ленинградец оказался на Луганщине
Денис Александрович, как называют его ученики, к детям относится очень трепетно и даже нежно. Он считает, что они во все времена одинаковые – добрые, отзывчивые, любопытные, азартные. Но ведут себя так, как им позволяет общество. Поэтому важно, чтобы общество выстраивало правильные границы в культуре и этике.
Со своими учениками он общается, конечно, не только на уроках. И разговоры не ограничиваются темами физики. Сейчас они часто касаются в том числе добровольчества. Порохов объясняет, что неравнодушие, благодаря которому люди добровольно помогают другим людям, объединяет общество и меняет мир к лучшему.
«Каждый может помочь чем может. Если ты не можешь воевать с оружием в руках, ты можешь привозить гуманитарку. Если не можешь возить гуманитарку, можешь перечислять деньги. Не можешь перечислять деньги – сходи в храм и помолись. Тоже помощь».
Его прабабушка и прадедушка погибли в Ленинграде во время блокады – их дом разбомбили немцы. А дед погиб на Украине, освобождая её от фашистов в 1943-м. Когда в 2014-м новые фашисты стали бомбить донбасские города, он почувствовал, что история, увы, повторяется…
«Я как-то внутренне понимал, что это какое-то плохое дежавю. Людей ежедневно бомбят – надо как-то им помочь. А особенно дети… Помните, когда детей убили прямо на пляже? Ну они-то при чём? Для меня как для учителя это очень больная тема».
Летом 2022-го ему как наставнику движения «Большая перемена» предложили поехать в ЛНР, чтобы рассказать местным ребятишкам о том, как участвовать в этом конкурсе и как присоединиться к другим российским программам для школьников и молодёжи.
«Я, конечно, перечислял деньги на помощь, но этого казалось мало. Чувствовал себя эдаким диванным экспертом и всё время думал: «Ну как я ещё могу помочь?» А тут выпала такая возможность. Конечно, я сразу согласился.
Близкие, безусловно, встревожились. Моя бывшая жена, с которой мы теперь общаемся гораздо ближе, чем до этого, очень переживала. Но она знает меня слишком хорошо, мы ведь уже 35 лет вместе. И она понимала: если я сказал, что хочу поехать, значит, это уже моё решение. Мой брат тоже очень распереживался. То есть у родных было такое настроение: чай, тебе не 20 лет – куда ты лезешь? Но я сказал: «Так надо».
Даже человеку, с болью следившему за событиями в Донбассе, надо было оказаться там, чтобы ощутить это остро. Учителя шли по обычной луганской улице – и вдруг на перекрёстке видят скромную табличку, где указана дата, когда здесь разорвался снаряд, и написано, сколько людей тогда погибло…
«Знаете, как иглами какими-то прошило меня в тот момент. Мы стояли прямо на том самом месте. Это было очень пронзительно».
Порохов побывал в пяти городах Луганщины, в том числе недавно освобождённых. Общался со школьниками, проводил мастер-классы по азам социального проектирования. И заметил, что дети там, с одной стороны, такие же, как и все дети, но с другой – очень настороженные. Они сначала проверяют нового человека на свой-чужой – и только когда видят, что опасности от него не исходит, начинают открываться. При этом знания свои излагают очень осторожно – возможно, потому, что их часто наказывали. Знания физики, правда, он не проверял, но неправильное понимание истории остро чувствовалось. На мастер-классах Порохов вводил элементы игры – и дети сразу проявляли свойственный возрасту азарт, раскрепощались.
«Меня по-хорошему поразили молодые люди в Краснодоне. Как они искренне чтут память и гордятся своими героями-краснодонцами! Когда мы были там, попросили рассказать о молодогвардейцах – и нас сразу пригласили в музей. Я несколько напрягся – думал: «Ну, сейчас будет формальная экскурсия, расскажут то, что мы и так знаем». Ничего подобного!
Дети говорят, что, когда я начинаю физику рассказывать, у меня горят глаза. Так вот я увидел там, что это значит – «горят глаза». Экскурсия была потрясающая – так много малоизвестных фактов, но главное, что молодые ребята всё это пропускают через себя. Вот такое отсутствие формализма, душевная вовлечённость – это и есть патриотизм.
А когда мы ехали от границы по бескрайней степи и видели шахты, шахты, шахты, я сидел рядом с водителем и он про каждую шахту мне рассказывал. Это насколько надо любить свою землю, чтобы всё это знать! Они очень чистые на самом деле. Таких людей действительно не сломаешь».
Возвратившись в Санкт-Петербург, Порохов продолжил общение с коллегами и школьниками Луганщины в интернете. Они задавали много вопросов, показывая желание и готовность интегрироваться в российские программы, и довольно быстро начали предпринимать конкретные шаги к этому. С двумя девочками общение продолжается. Одна из них мечтает побывать в Санкт-Петербурге.
«Есть ли у меня внутреннее удовлетворение важное? Я бы сказал так: есть и удовлетворение, и неудовлетворённость одновременно. Удовлетворение – от того, что я действительно хоть толику привнёс в наше общее дело. А неудовлетворённость – от того, что мало. Хочу сделать больше, больше дать детям».